Баптизм по сути своей допускает не только различную практику церковной жизни в разных регионах, но и расхождение в некоторых доктринальных взглядах у различных поместных церквей, сохраняя при этом, конечно, свои основополагающие принципы. Каковы же эти принципы? Следует отметить, что даже описать евангельско-баптистские принципы не всегда просто, ибо различные авторы описывают их несколько по-разному.
Любопытно, что баптистские принципы сформировались внутри баптистского движения самобытно и спонтанно, без специальной богословской разработки, без утверждения на баптистских съездах или соборах. Их не согласовывали в комитетах на бесконечных дискуссиях, они возникли из глубины церковной жизни евангельско-баптистких общин. Существует мнение, что баптистские принципы были приняты на Первом всемирном баптистском съезде в Лондоне в 1905 году (см. статью Баптизм на Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Баптизм) однако документально подтвердить это не удается. Но даже если на этом форуме и зачитывались баптистские принципы, то можно смело заявить, что они не обсуждались и не вырабатывались на нем. Съезд мог только декларативно подтвердить то, что уже сложилось в баптистских церквах и составляло самую суть баптистского отношения к церковной жизни.
Как же формулируются баптистские принципы? Официальное издание самого большого баптистского объединения во всем мире – Южной Баптистской Конвенции, “The Baptist Story” (Баптистская история), Nashvill, TN, 1979, подготовленное исполнительным директором исторического комитета этой конвенции – Lynn E. May, Jn. (Лин Мэйем, младшим) говорит о 9 основных баптистских принципах:
Другой известный американский историк, автор классического труда “A History of the Baptists” (История баптистов) Chicago-Los Angelos, 1952, Роберт Торбет Robert Torbet, указывает 4 баптистских принципа:
Гарри Зиолла (Gary F. Zeolla) на основе работа Брюса Шеллы (Bruce Shelley) A Brief Baptist History выделяет 5 баптистских принципов (Five Baptist Principles By Gary F. Zeolla http://www.dtl.org/article/baptist.htm):
В русско-украинском евангельско-баптистском братстве утвердилось представление о 7 баптистских принципах, хотя их содержание разные группы баптистов в разное время представляли по разному.
Наиболее раннее представление о 7 баптистских принципах имеется в брошюре, составленной в 1923 г. Я.Я. Винсом в Благовещенске-на-Амуре и опубликованной в 1924 году в г. Харбине. В ней указаны следующие принципы:
Группа нерегистрированных баптистов (СЦ ЕХБ) и их приемники, описывают баптистские принципы ссылаясь на эту брошюру Я.Я. Винса. В соответствии с изложением, опубликованным в журнале «Вестник спасения» №3, 1970 г. и повторенным в Сборнике публикаций «Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов» (1992г. Russian Gospel Ministries с.102-129) эти принципы выглядят так:
Сравнивая эти 7 принципов с текстом брошюры Я.Я. Винса, на которую ссылаются составители «Сборника публикаций» в 1992 году, легко заметить, что сохранив число 7, они изменили прочтение одного из принципов. А именно, в их перечне второй принцип «Абсолютная свобода совести для всех» заменен принципом «Проповедь Евангелия и свидетельство о Христе – главная задача и основное призвание Церкви», а принцип свободы совести вынесен из семи принципов в текст статьи, как разъяснение, но не как ведущий принцип.
Хотя проповедь Евангелия всегда была доминантой баптистской жизни, в условиях противостояния 60-х годов между ВСЕХБ и СЦ ЕХБ члены Совета церквей очевидно хотели подчеркнуть свою радикальность и непримиримость с советским законодательством, ограничивающим свободу проповеди Евангелия.
Перемещение на второй план принципа свободы совести и выведение его из состава семи, также симптоматично в среде СЦ ЕХБ, где постепенно все более и более стала доминировать не свобода, а строгая вертикаль власти. Именно эту централизацию власти обличал Г.П. Винс в конфликте с Г.К. Крючковым в 1991 году (см стенограмму речи Г.П. Винса на совещании СЦ ЕХБ 17.12.91. на сайте http://bncecb.info/istoria/1993-02.htm).
Самая массовая и влиятельная группа евангельских христиан-баптистов – бывший ВСЕХБ и его приемники также провозглашала и придерживались 7 баптистских принципов. Однако в период жесткого давления атеистического режима в начале 60-х годов прошлого столетия эти принципы были переформулированы со смещением акцента на большую роль и власть служителей церквей и только к концу 60-х годов они были восстановлены в прежней формулировке.
На Всесоюзном съезде ЕХБ в Москве 15-17 октября 1963 года, в тексте «Братского послания ко всем евангельским христианам-баптистам, христианам евангельской веры и меннонитам», подписанном 9 членами Президиума съезда говорится:
«В этом нашем Послании мы хотим еще раз подтвердить наши основные евангельско-баптистские принципы:
(цит. по «Братский Вестник» №6, 1963 г.)
Ясно, что список 7 принципов, приведенный здесь отличается от расхожего списка, существовавшего в устной традиции на основе брошюры Я.Я. Винса. Противники ВСЕХБ – Оргкомитет по созыву чрезвычайного съезда церквей ЕХБ, отреагировал на такую формулировку баптистских принципов, обличая руководителей ВСЕХБ в отступлении от истины. 23.04.65 в «Братском листке» Г.К. Крючков писал:
«Вы пошли по подделку семи евангельско-баптистских принципов, принятых нашим братством во всем мире. Вы исказили их до неузнаваемости: и число семь сохранили и три принципа удалили совсем, причем как раз те, которые препятствуют вам грешить, это:
Вы даже не побоялись опубликовать искаженные вами принципы в своем «Братском послании» от 16 октября 1963 г. Отвержением евангельско-баптистских принципов и принятием на себя новых, вы документально закрепили ваш разрыв, как с вероучением, так и с церковью евангельских христиан-баптистов. Так обнаруживается путь вашего полного и притом сознательного отступления от истины и утраты спасения» («Братский листок» №2-3, 1965г.).
Г.К. Крючков пишет об искажении руководством ВСЕХБ трех принципов. Текст Послания ВСЕХБ действительно дает другое прочтение баптистских принципам, но не совсем тех, на которые указывает автор Обличения. Послание ВСЕХБ 1963 года не упоминает принципы «Свободы совести», «Заповеди Крещения и Вечери Господней» и «Отделения церкви от государства». Принцип автономии поместной церкви отчасти присутствует, хоть и в неявном виде в формулировке «поместная церковь имеет право сама избирать своих служителей», поэтому обвинения Г.К. Крючкова не совсем точны.
Странно, почему в послании ВСЕХБ не упоминается принцип закрытой Вечери и взрослого крещения, который явно поддерживался руководством ВСЕХБ и понятно, почему Г.К. Крючков не заметил этого пропуска. В то же время в послании ВСЕХБ дважды упоминается, хоть в несколько отличных формулировках принцип автономии церкви в избрании служителей (пункт 3 и 6). Возможно Послание ВСЕХБ составлялось довольно поспешно, по памяти, без сверки с письменным изложением 7 принципов, хотя в числе подписавших его были известные баптистские служители и богословы того времени – О. Тярк, И. Татарченко, А. Карев и другие. Очевидно, авторы послания хотели подчеркнуть власть служителей, а на остальное просто не обратили должного внимания.
Характерно, что как ВСЕХБ, так и СЦ ЕХБ в эти годы «забывают» о принципе свободы совести, который для всемирного баптизма является очевидно главным принципом.
К 1970 году ВСЕХБ стало публиковать принципы баптизма, в точности повторяющие принципы Я.Я. Винса. В официальной догматике, которую использовали как основной учебник Заочных библейских курсов эти принципы формулировались так:
(Цит. По «Догматика» М., ЗБК ВСЕХБ, 1970)
Сравнение этих принципов с ранними принципами Я.Я. Винса ясно показывает их абсолютную идентичность, и только принцип свободы совести перемещен со второго на шестое место, что также вероятно связано с политическими причинами.
С 90-х годов Российский Союз ЕХБ во многих публикациях отдела Богословия и катехизации постоянно подчеркивает верность 7 принципам в изложении Догматики ВСЕХБ (см. Вероучение ЕХБ в изложении М.В. Иванова http://www.baptist.org.ru/articles/theology/57), опуская принцип «Проповедь Евангелия». Возможно использование принципов из Догматики ЕВСЕХ больше подчеркивает роль преемственности с прошлым, чем серьезный богословский анализ баптистского наследия.
Украинский баптизм после распада ВСЕХБ, говоря о баптистских принципах, никогда не акцентировал внимание на их количестве. Так, обзорный доклад «Начало баптизма. Богословские отличия и основные принципы баптистского движения», представленный на конференции, посвященной празднованию 400-летия баптизма в Киеве 27 августа 2009 года демонстрировал 9 баптистских принципов:
(см. http://www.baptisthistory.in.ua/history/2-ussr/19-code.html)
Сравнивая баптистские принципы славянского братства ЕХБ с аналогичными англоязычными публикациями, можно сразу сказать, что на Востоке больше привязаны к определенному числу (7) и своеобразию исторического момента, чем к глубинной сущности баптистской идентичности. Главной особенностью баптизма западные источники считают фундаментальную категорию индивидуальной свободы. В восточном баптизме только в последнее время эта категория очевидно приобретает все более высокую ценность.
Так многие баптистские группы на Западе, говоря о баптистских принципах, ссылаются на фундаментальный труд Вальтера Шардена «Баптистская идентичность: Четыре хрупкие свободы» Walter, B. Shurden, The Baptist Identity: Four Fragile Freedoms (Macon, Georgia: Smyth & Helwys Publishing, Inc., 1997). Например, Содружество Кооперативных баптистов Южной Каролины прямо называет своими принципами 4 свободы, сформулированные Шарденом:
(см. Baptist principles study guide. Cooperative Baptist Fellowship of South Carolina www.cbfofsc.org)
Шарден определяет баптистскую идентичность следующим образом: «Баптистская идентичность – это свобода, а не контроль; принцип добровольности, а не принуждение; индивидуализм, а не стадность; личная религия, а не народная; разнообразие, а не однообразие».
Объясняя свободу Библии В.Шарден имеет в виду роль Библии для баптизма и герменевтическую свободу ее интерпретации. «Библия, под господством Христа, должна находиться в центре жизни человека, церкви и всех христиан, которые, будучи свободными, добровольно повинуются Писанию, изучая и исследуя его с помощью наиболее верных и эффективных научных методов». При этом Шарден подчеркивает что «Исторически баптисты были известны как люди без Кредо веры (определенного и единого для всех вероучения). Нет общебаптистского Кредо. Исторически баптисты противились каким-либо определенным исповедания веры, которые носят ограничивающий или предписывающий характер». Конечно, на ранних этапах баптистские лидеры формулировали свои исповедания веры, но постепенно, в западном баптизме преобладающим стало мнение, что главным принципом баптизма является индивидуальное, свободное прочтение Библии под руководством Духа Святого, а не утвержденное съездом Исповедание веры.
Говоря о свободе личности В.Шарден указывает на «неотъемлемое право и обязанность каждого человека на взаимоотношения с Богом, без каких-либо ограничений вероучения, вмешательства духовенства или гражданской власти... Свобода личности это не только право выбора, но и право на ошибочный выбор и неверное толкование. Вопрос веры – это всегда вопрос добровольного и свободного выбора. Добровольная природа веры является ключевой для баптистской идентичности».
Свободу церкви В.Шарден трактует как утверждение, «что поместные церкви, под господством Христа, свободны определять членство и руководство церкви, устанавливать свою форму поклонения и функционирования, посвящать в служение тех, кого посчитают одаренными для такового ... и участвовать в более широких структурах Тела Христова». К свободе церкви относится равенство всех верующих, их коллективная власть и свобода каждого присоединяться к поместной церкви или уходить из нее. Но при этом, как отмечает Шарден, – «Баптисты не приравнивают ни голос большинства ни авторитет пастора к голосу Божьему». К свободе церкви также относиться свобода входить в различные церковные союзы или выходить из них. Важная часть свободы церкви – это свобода форм и способов проведения богослужения.
Свобода религии, по мнению В.Шардена один из самых ярких принципов баптизма, за который отдавали свои жизни многие ведущие его деятели. Этот принцип означает: «свобода религии, свобода для религии и свобода от религии, отстаивание позиции того, что кесарь не Христос, и Христос не кесарь». То есть, баптисты всегда готовы были дать свободу не только правильным с их точки зрения религиозным взглядам, но и неправильным и даже еретическим. Один из первых баптистов Томас Хелвис, умерший в тюрьме за провозглашение принципа свободы религии в 1616 году, писал в своей книге «Краткая декларация о Тайне беззакония», обращаясь к королю Иакову: «Религия людей – это то, что происходит между Богом и самими людьми и король не должен отвечать за это, он не может быть судьей между Богом и человеком. Пусть они еретики, турки, евреи, или кто угодно, это относиться не к земной власти так, чтобы король мог наказывать их хотя бы в самом малейшем». Сегодня многим баптистам, прошедшим тоталитарное воспитание, трудно примириться с существованием ложных и еретических движений, но именно эта свобода и составляет ядро всемирного баптистского наследия.
Говоря о свободе религии В.Шарден очень верно подмечает разницу, которую всегда проводили баптисты между свободой совести и толерантностью, то есть терпимостью к чужим взглядам. Возможно многие современные баптисты не видят разницы между этими понятиями, однако исторический баптизм смотрел на эти понятия иначе. «Религиозная толерантность (или терпимость) это уступка и мера или вопрос целесообразности, религиозная свобода это право и вопрос принципа», – пишет В.Шарден. Исторически баптисты не поддерживали понятие толерантности, так как считали, что это только уступка иному пониманию, снисхождение к нему, закрытие глаз на его неправоту. В их понимании свобода совести или религии означала большее – это право другого на иной взгляд, его возможность верить и поступать иначе. Толерантность, как терпимость, обязана молча и политкорректно терпеть иные взгляды и «заблуждения» другого, то свобода дает не только другому право на его взгляды, но и обязывает несогласного с ним не молчать, а свободно высказать свои взгляды. Иными совами, если толерантность молча и терпеливо сносит другие взгляды, то свобода как дает полное право каждому не только иметь свои взгляды, но и дает право их открыто исповедовать со свободной критикой иных взглядов. Следовательно, толерантность – это молчаливое терпение, а свобода – это право иметь любое мнение и право свободно высказывать его, критикуя другое мнение.
Итак, свобода, по мнению Шардена, есть наиболее фундаментальная категория, объединяющая баптистов и выделяющая их специфичность.
Вильям Эстеп, известный церковный историк, заявляет: «Быть баптистом – это значит верить в религиозную свободу. Ранние баптисты видели религиозную свободу, как понятие, имеющее глубокие корни в Писании». И дальше он продолжает: «Баптисты были первыми, кто начал защищать полную религиозную свободу в Англии». (цит по “Religion Freedom. Fondations of Baptist Heritage” Nashville, TN, 1989, p.1)
Славянские евангельские христиане-баптисты также отстаивали свободу совести для всех людей независимо от их национальности, расы и вероисповедания. Собственно этим и объясняется тот факт, что социал-демократы Российской империи искали в баптистах союзников и именно поэтому Бонч-Бруевич и был направлен Лениным для работы в этой религиозной группе.
Баптизм – одно из немногих, а возможно и единственное в мире религиозное движение, которое даже обладая государственной властью (известно, что многие президенты США были баптистами), никогда не испачкало свои руки кровью религиозных преследований. В брошюре, представляющей евангельских христиан-баптистов в годы Перестройки, говорится: «Каждый человек ответственен за свои убеждения только перед Богом. “Бог есть свобода и дает свободу, – писал Н. Бердяев, – Он не принуждает Себя признавать.” Вот почему баптисты никогда никого не преследовали за убеждения и предпочитают быть наковальней, нежели молотом» (см. Евангельские христиане-баптисты. Сохранившие верность Евангелию, М., 1992, с.5).
Суммируя баптистские принципы как Востока, так и Запада, можно сказать, что несмотря на их разнообразие по количеству и форме изложения, они достаточно едины и специфичны в описании практических особенностей баптизма, как сформировавшейся за 400 лет христианской конфессии.
Автор: С.В. Санников
Источник: sannikov.info